Честное слово, мне жаль нынешнюю детвору. Они никогда не были и не будут октябрятами… Ох, какая же это была радость и гордость, когда тебя, вчерашнего «просто первоклашку», а еще совсем недавно — сопливого «дошкольника», торжественно, на глазах у всей школы (!), принимали в октябрята! И вот ты уже не просто первоклассник, а октябренок, и, самое главное – теперь у тебя на груди ЗНАЧОК октябренка…Именно звездочка октябренка поднимала тебя на ступеньку выше в иерархии ровесников. Ведь это не дядькин армейский значок, который был так, для «покрасоваться перед пацанами». Значок октябренка, был первый (!) законный знак отличия, знак принадлежности к особой группе. И какая там идеология и политика (в семь-то лет…), обычная игра. Все как у взрослых – собрания, обсуждения, обязанности. Вот именно эти обязанности и делали нас взрослее и ответственнее. Даже существовали Правила Октябрят. И ничего плохого в них не было. Да судите сами…
— Октябрята — будущие пионеры.
— Октябрята, прилежные ребята, хорошо учаться, любят школу, уважают старших.
— Октябрята, честные и правдивые ребята.
— Октябрята, дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Подвести товарищей, не выполнить поручение для октябренка было позором. Очень серьезно относились мы к этому. А еще звание октябренка давало право сталь членом различных сообществ, таких как – «Друзья птиц», «Зеленый патруль» и многих других, не помню уже… Зато, хорошо помню, как по весне дедушка обрезал сад, а я (член «Зеленого патруля»!), бегал за ним по саду и не давал резать ветки, тыкая ему удостоверение. Удостоверение! Собственно, ради него, в основном, и вступали в эти общества. А как же. Настоящий документ! Мой! С моим именем, фамилией и печатью (школьной, конечно).
На ночь их клали под подушку, а при встрече с единомышленниками, предъявляли друг другу. Игра? Разумеется! Но эта игра делала нас дружнее, сплоченней, делала нас коллективом. Сейчас много говорят, о том, что это подавляло личность ребенка, лишало его индивидуальности. Ерунда!!! Только в коллективе может проявиться настоящая личность, без чувства ответственности развитие полноценной личности невозможно. Ну да ладно. Это уже дискуссионный вопрос и проблемы педагогики…
К окончанию третьего класса октябрятский пыл обычно угасал. Любая игра надоедает, да и вырастаем мы из них. Октябрятские значки на третьеклассниках выглядели, как на солдатах-«дембелях» – залихватски и небрежно. Многие из них были потертыми, с облезлой эмалью, да и приколоты они были зачастую криво. Справедливости ради, надо сказать, что это касалось в основном пацанов, девочки марку держали до последнего. Выростали мы из октябрятского возраста, и быть октябренком, как «первоклашки», было уже неинтересно. Через год сдавались и некоторые девочки, значок октябренка редко можно было увидеть и на них. Впереди был новый этап взросления — в четвертом классе принимали в пионеры. А это уже намного серьезней…
Но это совсем другая история , и другие воспоминания.
Поддерживаю полностью.Если отбросить идеологическую составляющую, этот метод организации детей, как и пионерия, был весьма неплох. Дисциплинирует, мотивирует.
Без идеологии ? Хм…
Так в бойскауты никто не запрещает, вперед,со свистом!
Люблю свою значок и красный галстук